Олимпийский лёд

лёд олимпийский Сочи – главный Российский курорт. Этот город расположен во влажном субтропическом поясе, лето здесь засушливое, а зима, как правило, дождливая. Средняя температура с декабря по март составляет -6 градусов. Но именно здесь было принято провести зимние олимпийские игры 2014 года. Так в теплом городе появился настоящий олимпийский лед и снег.

Кажется невероятным, но за последние годы в этом теплом прибрежном городе были построены ледовые дворцы, санно-бобслейная трасса, стадион для лыжных гонок и многое другое.

Олимпийский парк

На самом побережье моря расположился олимпийский парк, здесь несколько ледовых площадок предназначенный для разных видов спорта. Даже не смотря на теплый климат Сочи, ледовые площадки должны быть всегда готовы для проведения соревнований. Теплоизоляция ледовых дворцов позволяет изменять температурные параметры внутри стадиона, невзирая на климат, который находится снаружи.

Разновидности льда

Для каждого вида спорта нужен свой лед. Например, для конькобежцев и бегунов в шорт-треке требуется очень гладкая и твердая поверхность с температурой не выше -7 0С. Лед должен держать и катить, только тогда могут быть достигнуты высокие мировые результаты. За счет того, что лед твердый, бегун не проваливается под своим весом в лед, тем самым развивает быструю скорость бега.

Для фигурного катания твердый лед не нужен, главное здесь не скорость, а красота и точность выполнения элементов программы. Фигуристы предпочитают ледовую площадку с температурой от -3 до -4 0С. В таком диапазоне температур лед более мягкий, а значит дает нужное сцепление с коньками и кроме того, меньше колется при прыжках.

Хоккеистам же требуется совсем иное. Здесь лед должен быть средним между льдом для бегунов и льдом для фигуристов. Когда на площадке одновременно больше 12 человек, лед с температурой -5 0С быстро превращается в кашу.

Технология заморозки льда

Если для разных видов спорта лед нужен своего качество, то вот технология заморозки такого льда для них одинакова. Все начинается с подготовки площадки, место идеально выравнивается. Затем в будущую железобетонную конструкцию катка, монтируют систему тонких трубок охладителей. В нее из компрессорного центра, под давлениям, будет поступать охлаждающая жидкость, которая и остудит железобетонную конструкцию до нужной минусовой температуры. Но до этого сама плита шлифуется специальными машинами. Затем на плиту подается порциями вода, для наращивания толщины льда. Вода, используемая для льда, берется из обычного водопровода, но только проходит ряд обработок. А это фильтры грубой очистки, аэрационная колонна, обезжелезивание, фильтры с активированным углем, установка умягчения, где достигается определенная жесткость.

Повышенные требования предъявляются не только к воде, но и к бетонной плите – основанию ледовой площадки. Ежедневно происходить промывка плиты от пыли, чтобы в дальнейшем достичь максимального качества льда.

Чтобы получить слой льда высотой в 1 см, необходимо не менее 7 м3 очищенной воды. Всего же для того, чтобы с нуля создать законченную ледовую площадку потребуется 35 – 40 м3 воды. После того как достигнута необходимая высота льда, на лед выпускают ледоукладочную машину, которая выравнивает его. На производство льда от начала до конца, затрачивается около недели непрерывных работ.

Машина для заливки льда, разливает тонким слоем воду, нагретую до 500С. Такая температура необходима для того, чтобы последующий слой льда слегка растапливал предыдущий, и вся ледяная корка замерзала, как единый массив. Так во время соревнований устраняют глубокие сколы и царапины на поверхности льда.

Лед сам по себе прозрачный, а не белый, как привыкли его видеть болельщики. Все дело в реагентах. Белый лед необходим для того чтобы, картинка на экране была красивой, чтобы не было видно бетонной плиты под слоем льда.

Температурные условия

Лед всегда нужно поддерживать в рабочем состоянии. Под крышей ледовой арены большое количество прожекторов, которые выделяют тепло. Необходимо создать такие температурные условия, при которых бы лед оставался в нужных параметрах, а болельщикам не было холодно. За это отвечает сложнейшая система климатического оборудования. Система сама может отследить малейшие отклонения от показателей и отрегулировать их. Подобные системы сейчас применяются во всех олимпийских объектах Сочи.

На санно-бобслейной трассе сотни датчиков следят за состоянием ледового покрытия, ведь от его качества зависит здоровье и даже жизнь спортсмена. Санно-бобслейная трасса уникальное для России сооружение, здесь применены самые эффективные технологии проектирования и строительства. Сегодня уверены эксперты, что эта одна из самых лучших трасс в Мире. Прежде чем приступить к проектированию данного объекта, наши строители досконально изучили опыт иностранных специалистов. Возведение такого объекта стоит недёшево, поэтому ошибки были не допустимы. Первым делом требовалось выбрать место под строительство, проектировщики должны были рассчитать поведение грунта при такой нагрузке, будет ли трасса безопасной.

Протяжение трассы составляет 1800м, перепад высоты 130 м, нужно было ее спроектировать так, чтобы всей верхней массой, трасса не давила на нижнюю ее часть.

Также как и в ледовом дворце, трубки с охлаждающей жидкостью проложены в бетонном основании – желоба трассы. Отличие лишь в форме этого основания и носителе хладагента. В плоской плитке катка используют этиленгликоль, а для бобслейной трассы аммиак. Для защиты окружающих от утечки ядовитого хладагента аммиака, по всей трассе были установлены газоанализаторы, они способны улавливать в воздухе малейшие концентрации аммиака. В случае утечки аммиак в работу вступает система душирования, своего рода водяное орошение. Как и на плоской площадке, лед здесь формируется слоями, только вот заливают всю трассу вручную, и все неровности срезают тоже вручную. Перед стартами, трасса проходит гомологацию – проверка трассы на качество и безопасность, только после этого можно приступать к соревнованиям. Максимальная скорость спуска на этой трассе 135 км/ч, при этом спортсмены испытываю большие нагрузки, почти такие же, как пилоты формулы 1, но проектировщики уверяют, что она безопасна даже для малоопытных спортсменов.

На трассе есть три контур уклона, желоб идет снизу вверх, это необходимо для того, чтобы погасить излишки скорости, а ее обеспечивают не только умение спортсмена, а также конструкция льда, которая позволяет легко скользить полозьям. Это допустимо при температуре -40С, возникает маленькая пленочка воды, тем самым коэффициент трения значительно уменьшается.

Проектировщики и строители сделали максимум возможного, чтобы зимние олимпийские игры в южном регионе прошли на высоком профессиональном уровне. Тысячи людей работали для того чтобы олимпийский лед был достаточно холодным, борьба на нем горячей, а воспоминания оставались самыми теплыми.