Втб 24 личный кабинет пользователя: ВТБ 24 онлайн личный кабинет: вход, регистрация, горячая линия

фокус на финансовый сектор

ЕС, Великобритания

07.03.2022

    В последние дни ЕС и Великобритания приняли и расширили ряд санкционных мер против российских и белорусских физических лиц и компаний. Эта статья посвящена ограничительным мерам, направленным против финансового сектора России, с точки зрения ЕС (I.) и Великобритании (II.).

    I. Меры ЕС

    1. Всеобъемлющие санкции (замораживание активов)

    Хотя и называются «финансовыми санкциями», комплексные санкции, наложенные ЕС на определенных физических и юридических лиц, организаций или организаций и которые включают (i) замораживание всех активов ЕС, ( ii) запрет на предоставление им средств или экономических ресурсов и (iii) — в случае физических лиц — запреты на поездки, которые препятствуют их въезду или транзиту через территорию государств-членов ЕС, не являются санкциями против финансового сектора как такового.

    Однако ЕС также определил четыре кредитные организации, в отношении которых введены эти комплексные санкции, в том числе: Российский национальный коммерческий банк, Банк Россия, Промсвязьбанк и Внешэкономбанк (ВЭБ.РФ).

    2. Отраслевые санкции против кредитных учреждений

    ЕС ограничивает доступ к первичным и вторичным рынкам капитала ЕС для определенных кредитных учреждений.

    В частности, запрещается прямо или косвенно покупать, продавать, оказывать посреднические услуги или помощь в выпуске или иным образом совершать операции с переводными ценными бумагами и инструментами денежного рынка со сроком погашения более 90 дней выдается после 1 августа 2014 г. или 30 дней выдается после 12 сентября 2014 г. по телефону

    • Сбербанк

    • Банк ВТБ

    • Газпромбанк

    • Внешэкономбанк (ВЭБ)

    • Россельхозбанк

    • или их большинство владеют (> 50 %) дочерними предприятиями за пределами ЕС.

    Для Внешэкономбанка, в отношении которого с 23 февраля 2022 года введены комплексные санкции, это сейчас имеет второстепенное значение.

    3. Отраслевые санкции против России и государственных учреждений

    Регламент Совета (ЕС) 2022/262 от 23 февраля 2022 г. добавил новую статью 5a в Регламент (ЕС) № 833/2014, которая налагает санкции, связанные с рынком капитала, на следующие стороны :

    • Россия и ее правительство

    • Центральный Банк России

    • юридическое лицо, организация или орган, действующие от имени или по указанию Центрального банка России

    В настоящее время запрещено прямо или косвенно покупать, продавать, предоставлять инвестиционные услуги или помощь, в выпуске или иным образом заключать с этими сторонами переводные ценные бумаги и инструменты денежного рынка, выпущенные после 9 марта 2022 года.

    Кроме того, после 23 февраля 2022 года запрещается прямо или косвенно заключать или участвовать в каких-либо договоренностях о предоставлении любых новых займов или кредитов России и ее Правительству, Центральному банку России или юридическому лицу, организации или органу, действующему от имени или по указанию Центрального банка России.

    Исключения для финансирования несанкционированных товаров и услуг во внешней торговле, однако, остаются допустимыми.

    4. Запрет на операции, связанные с управлением резервами Центрального банка России

    Регламент Совета (ЕС) 2022/334 от 28 февраля 2022 г. внес изменения в статью 5а Регламента Совета (ЕС) № 833/2014, в которой говорится, что операции связанные с управлением резервами, а также активами Центрального банка России, в том числе операции с любым юридическим лицом, организацией или органом, действующим от имени или по указанию Центрального банка России, запрещены. Разрешенные исключения остаются допустимыми для транзакций, которые «строго необходимы» для обеспечения финансовой стабильности ЕС или государства-члена.

    5. Запрет на операции с банкнотами, деноминированными в евро

    Регламент Совета (ЕС) 2022/345 от 1 марта 2022 г. ввел новую статью 5i в Регламент (ЕС) № 833/2014, согласно которой запрещается продавать, поставлять, передавать или экспортировать банкноты, деноминированные в евро, в Россию или любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России, включая Правительство и Центральный банк России, или для использования в России.

    Исключения, напр. для личного использования физическими лицами, направляющимися в Россию, или для официальных целей дипломатических представительств в России, остаются допустимыми.

    6. Запрет на инвестиционное участие в Российском фонде прямых инвестиций

    Регламент Совета (ЕС) 2022/345 от 1 марта 2022 г. внес изменения в статью 3e Регламента (ЕС) № 833/2014, согласно которым запрещается инвестировать, участвовать или иным образом участвовать в проектах, софинансируемых Российским фондом прямых инвестиций. Однако компетентные органы могут санкционировать участие в инвестициях при определенных условиях, если они должны быть выполнены в соответствии с (дополнительными) контрактами, заключенными до 2 марта 2022 года9.0003

    7. Исключение SWIFT: мера ЕС с глобальными последствиями

    Регламент Совета (ЕС) 2022/345 от 1 марта 2022 г. дополнительно ввел новую статью 5h в Регламент (ЕС) № 833/2014, которая предусматривает исключение некоторых российских банков из система SWIFT, глобальная платежная система, используемая более чем 11 600 кредитными и финансовыми учреждениями по всему миру, отправляющая в среднем более 46 миллионов сообщений в день. Следующие перечисленные российские банки и их прямые или косвенные (> 50 %) дочерние компании, созданные в России, в настоящее время отключены от SWIFT:

    В настоящее время Газпромбанк, Сбербанк и находящийся под комплексными санкциями Банк Россия не затронуты.

    II. Меры Великобритании

    Правительство Великобритании взяло на себя обязательства по ограничению доступа к российским банкам и организациям с рынков капитала и финансовых рынков Великобритании, платежных клиринговых систем, систем платежных сообщений SWIFT, а также обязательства по принятию мер по ограничению доступа к высокопроизводительным и критически важным техническое оборудование и комплектующие в отраслях, включая электронику, телекоммуникации, аэрокосмическую и другие стратегические отрасли, а также расширение финансовых и торговых мер, применяемых к Донецкой и Луганской областям. На момент подготовки настоящего доклада правительство Великобритании назначило в общей сложности 195 физических лиц и 65 юридических лиц подлежат полному замораживанию активов. Ниже мы приводим краткое изложение основных пакетов санкций (принятых на сегодняшний день) в отношении финансового сектора.

    На сегодняшний день Великобритания определила десять банков, подлежащих полному замораживанию активов, в дополнение к четырем, назначенным ЕС, в том числе: IS Bank, АО «Генбанк», Черноморский банк развития и реконструкции, Банк ВТБ, Банк Финансовая корпорация «Открытие». ПАО и СовКомБанк. Как и в случае с ЕС, в некоторых случаях мажоритарный акционер банка может быть указан в списке лиц, подлежащих полному замораживанию активов, но не сам банк. Сюда входят, например: Георгиева Елена Александровна, Председатель Правления Новикомбанка, включенная в листинг 24 февраля 2022 года, и Ротенберг Борис Романович, крупный акционер СМП Банка и входит в его Совет директоров. Предприятиям следует проявлять особую осторожность в таких обстоятельствах, когда операции с банком могут принести пользу назначенному акционеру в соответствии с правилами Великобритании.

    С 1 марта 2022 года Великобритания расширила ограничения рынка капитала 2014 года (они такие же, как и в ЕС, и были включены в национальное законодательство после Brexit — см. подробности в параграфе 2.a выше) с несколькими дополнительными мерами, включая:

    • Расширение запрета на операции с переводными ценными бумагами и инструментами денежного рынка, выпущенными 1 марта 2022 года или после этой даты, за счет включения операций с:
      • юридическое лицо, зарегистрированное или учрежденное в соответствии с законодательством Великобритании и принадлежащее юридическому лицу, указанному в Приложении 2 Положений по России в качестве лиц, названных в связи с финансовыми ограничениями, в последнее время включая Сбербанк (см. текущий полный список здесь) (« Приложение 2 «Юридические лица »), или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию такого юридического лица, если срок погашения ценной бумаги/инструмента превышает 30 дней. Ранее британские дочерние компании компаний из Приложения 2 освобождались от этого ограничения;

      • «лицо, связанное с Россией» или организация, принадлежащая или действующая от имени/по указанию такого лица. «Лицо, связанное с Россией», означает компании, зарегистрированные или учрежденные в соответствии с законодательством России, за исключением компаний, зарегистрированных за пределами России, и их филиалов/дочерних компаний.

      • Правительство России (т.е. суверенный долг России).

    • Расширение сферы действия запрета на выдачу займов или кредитов за счет включения:

      • Категория 1 – ссуда или кредит со сроком погашения 30 дней, предоставленные или предоставленные организации из Приложения 2 или их дочерним компаниям за пределами Великобритании и предоставленные или предоставленные в любое время после Brexit. Это также будет включать ссуды и кредиты, предоставленные или предоставленные любым организациям, действующим от имени или по указанию организации из Приложения 2 или их дочерней компании за пределами Великобритании.

      • Категория 2 — Заем или кредит со сроком погашения 30 дней, предоставленный или предоставленный британской дочерней компании Компании из Приложения 2, предоставленный или предоставленный в любое время после 1 марта 2022 года.

      • Категория 3 — Заем или кредит со сроком погашения 30 дней, сделанный или предоставленный юридическому лицу, связанному с Россией, или юридическому лицу, находящемуся в их собственности или действующему от их имени или по указанию, в любое время после 1 марта 2022 года и не подпадает под категории 1 , 2 или 4 и не оформляется на юридическое лицо, зарегистрированное не в России, а в другой стране.

      • Категория 4 – займы или кредиты с любым сроком погашения, предоставленные или предоставленные Правительству России в любое время 1 марта 2022 года или после этой даты.

    • Запрет кредитным или финансовым учреждениям Великобритании на установление или продолжение корреспондентских банковских отношений (с учетом определенных исключений и лицензий) с: (i) назначенным лицом, в данном случае включая юридическое лицо из Приложения 2; (ii) кредитное или финансовое учреждение Великобритании, принадлежащее указанному лицу; или (iii) кредитное или финансовое учреждение за пределами Великобритании, принадлежащее указанному лицу. Британским кредитным или финансовым учреждениям также запрещено обрабатывать платежи в фунтах стерлингов в пользу, от или через назначенное лицо или кредитное или финансовое учреждение, которым они владеют или контролируют.

    • Запрет любому британскому физическому или юридическому лицу предоставлять финансовые услуги с целью управления валютными резервами и активами по адресу:

      • Центральный банк Российской Федерации

      • Фонд национального благосостояния Российской Федерации

      • Министерство финансов Российской Федерации

      • лицо, прямо или косвенно принадлежащее или контролируемое любым из вышеперечисленных лиц; или

      • лицо, действующее от имени или по указанию любого из вышеперечисленных лиц.

    Генеральные лицензии

    Управление по осуществлению финансовых санкций в Великобритании (« OFSI »), регулирующий орган Великобритании, отвечающий за внедрение и обеспечение соблюдения другие ограниченные виды деятельности в течение короткого периода времени, несмотря на определенный статус различных банков и кредитных организаций. На данный момент выпущено семь:

    • ВТБ ликвидация . Позволяет сворачивать операции с участием банка ВТБ (включая его дочернюю компанию VTB Capital plc в Великобритании и дочерние компании VTB Capital plc в Великобритании). В соответствии с лицензией разрешается закрывать любую позицию, а финансовым учреждениям Великобритании и ВТБ разрешается осуществлять любую деятельность, разумно необходимую для осуществления такой деятельности. Однако лицензия не разрешает предоставлять средства или экономические ресурсы указанному лицу в нарушение санкций. Срок действия истекает 27 марта 2022 г. (INT/2022/1272278).

    • ВТБ — Базовые нужды. Позволяет ВТБ Капитал и его дочерним компаниям в Великобритании осуществлять платежи, в том числе для своих основных потребностей, разумные сборы или плату за обслуживание, возникающие в связи с рутинным хранением и обслуживанием его замороженных средств и экономических ресурсов, а также разумные профессиональные сборы за предоставление юридических услуг (INT/ 2022/1280876).

    • ВТБ — финансовая стабильность Великобритании. Разрешает соответствующим финансовым органам делать что-либо в отношении ВТБ Капитал и его дочерних компаний в Великобритании, связанное с пруденциальным надзором или защитой, поддержанием или укреплением финансовой стабильности Великобритании (INT/2022/12809).76).

    • Ликвидация Сбербанка . Позволяет сворачивать операции с участием Сбербанка (включая его дочерние компании) с целью сворачивания этой деятельности. По лицензии разрешается осуществлять любую деятельность, разумно необходимую для этого. Однако лицензия не разрешает предоставлять средства или экономические ресурсы указанному лицу в нарушение санкций. Срок действия истекает 3 апреля 2022 г. (INT/2022/1298776).

    • Сбербанк — Корреспондентские отношения и обработка платежей в фунтах стерлингов . Позволяет кредитно-финансовым учреждениям Великобритании иметь корреспондентские банковские отношения и процесс платежей в фунтах стерлингов со Сбербанком (и связанными организациями) (INT/2022/1277778).

    • 7-дневный период прекращения действия мер по суверенному долгу, кредитам и инструментам денежного рынка, истекающий 8 марта 2022 года (INT/2022/1277777).

    • 30-дневный период прекращения действия запрета на клиринг и корреспондентские банковские операции (INT/2022/1277778).

    • Период свертывания до 24 июня в отношении запрета на клиринг и корреспондентские банковские операции, когда платежи относятся к соответствующим энергетическим продуктам (INT/2022/1277877).

    OFSI может выдавать индивидуальные лицензии, разрешающие деятельность, запрещенную в ином случае, при соблюдении определенных условий. Лицензионными основаниями для этих целей являются: основные потребности, плата за юридические услуги, текущее содержание замороженных денежных средств и экономических ресурсов, чрезвычайные расходы, выполнение существующих судебных решений, гуманитарная помощь, дипломатические миссии, чрезвычайные ситуации и предыдущие обязательства.