«Кобзарь» Шевченко изображает украинскую государственность
День рождения Тараса Шевченко был 9 марта 1814 года, и в минувшее воскресенье украинцы отметили его двухсотлетие. В Киеве активисты Майдана возложили венок к его памятнику, крымские татары несли транспаранты с призывами к миру, а украинские политики из новообразованного правительства возглавили толпы, исполняющие национальный гимн. Тот факт, что эти празднования произошли в разгар продолжающегося конфликта с Россией из-за Крыма, делает их еще более значимыми.
Шевченко уже мобилизовали до воскресенья. В украинской столице протестующие против коррумпированного режима Януковича собрались на Майдане Независимости или Площади Независимости и по-разному призывали украинского поэта: художники-предприниматели вырезали деревянную скульптуру возле площади, плакаты, посвященные его двухсотлетию, напоминали протестующим о его предстоящем дне рождения, а такие художники, как Олег Шупляк, включали его в драматические образы защитников Майдана. В других городах протестующие собрались возле местного памятника Шевченко, большие толпы собрались от Львова до Луганска. По данным The Kyiv Post, в Украине установлено 1256 статуй Шевченко, а еще 128 разбросаны по всему миру.
Драма, разворачивающаяся на Украине, делает появление перевода Петра Федынского «Кобзаря» Шевченко еще более значительным. Это первое англоязычное издание всех стихов Шевченко «Кобзарь». Он опубликовал первый сборник в 1840 году, а затем издаст еще два в 1844 и 1860 годах. Мы в огромном долгу перед Федынским, журналистом «Голоса Америки», за издание «Кобзаря» Шевченко в одном томе. В коллекцию также вошли многочисленные образцы живописи и графики Шевченко и очерки Федынского, литературоведа Михаила Найдана и искусствоведа Леси Генералюк.
В Кобзаре Шевченко помог создать современный украинский язык и современную украинскую государственность. Стихи причудливо переплетены с собственной жизнью Шевченко: родился крепостным и осиротел в 11 лет, Шевченко продемонстрировал художественный талант в раннем подростковом возрасте, и его стихи полны отсылок к сиротам. Он поехал со своим владельцем Павлом Энгельгардтом в Санкт-Петербург и заручился поддержкой некоторых видных русских художников, в том числе Карла Брюллова, которые помогли выкупить Шевченко свободу. Затем бывший крепостной поступил в Императорскую Академию художеств учеником Брюллова.
В 1840 году он опубликовал первое издание Кобзаря и получил достаточное признание критиков, чтобы вернуться в Украину. Там он присоединился к Кирилло-Мефодиевскому обществу, тайной группе, выступавшей за отмену крепостного права и за право каждого славянского народа стать независимым. Его деятельность в группе, наряду со стихами с критикой царского правительства, привела к аресту Шевченко в 1847 году. Николай I так разгневался на поэта, что сослал его на армейский пост в Оренбург и запретил писать и рисовать. Шевченко сумел нарушить приказ и провел десятилетие службы на востоке. После смерти Николая в 1855 г. видные сторонники ходатайствовали перед Александром II об освобождении Шевченко, которое было предоставлено в 1857 г. Однако поэт не смог выехать на Украину: сначала он отправился в Нижний Новгород, а затем, после очередного ареста, оказался в Санкт-Петербург. Именно там, всего через день после своего 47-летия и за неделю до объявления об отмене крепостного права, он умер от сердечной недостаточности.
«Герой» Кобзаря — Украина: украинский язык, представление об Украине как нации, украинские традиции и украинская история. Шевченко постоянно упоминает в своих стихах физические места, в том числе реки и степные пейзажи. При этом ему удалось нанести на карту географию украинской государственности. В стихотворении 1837 года «Сумасшедшая девица», первом в этом сборнике, «ревет и стонет могучий Днепр», поэт часто ссылается на реку, превращая ее в важный объект украинства. Историю казаков — по-украински «Козак» — он бы тоже присвоил как украинскую историю.
Тем самым Шевченко предоставил своим читателям славное наследие, необходимое для формирования чувства национальной принадлежности. Стихи изобилуют историческими персонажами, в том числе Иваном Мазепой, казацким гетманом, который в Северной войне 1700–1725 годов был на стороне Швеции, а не Петра Великого. Высмеиваемый в России как предатель, Шевченко превращает его и других казачьих гетманов в украинцев. герои. Во многих своих работах, посвященных казацкой истории, Шевченко называл их подвиги «нашей славой» или «славой Украины», как он это сделал в своем «Основьяненко» (1839 г.).).
Константин Гришин / Reuters
Украинские политики приняли участие в митинге, посвященном дню рождения Шевченко.
Как показывает приведенный выше пример, Шевченко бесчисленное количество раз обращался к самому названию «Украина», делая его «настоящим» местом и наделяя его, перефразируя французского ученого XIX века Эрнста Ренана, «душой нации». «Ночь Тараса» (1838 г.), например, заявляет, что «Украина печалится», потому что в ней «умирает казачество». Его кончина кажется неизбежной, потому что другие растоптали его, в том числе поляки, евреи и русские, которых обычно называют уничижительно «москалями». Обозначая различия между «иноземцами» и «нами», Шевченко помог своим читателям представить себя частью отдельной нации. Русские снова и снова идентифицируются как другие, как «не мы». В «Катерине» (1838-1839 гг.), девушкам говорят «влюбляться», «но не в москвичей, ибо москвичи чужие».
Наконец, само название говорит само за себя. Кобзарь был странствующим украинским бардом, часто слепым, который путешествовал по земле, распевая былины и играя на похожем на лютню инструменте, известном как кобза. Героями многих стихотворений Шевченко являются эти певцы; в других используется музыкальная интонация, напоминающая кобзарские песни. В «Рамблере» (1839 г.), например, изображен «старый и слепой» человек, который «бродит, играя на своей кобзе» и который «сидит на вершине холма», а «вокруг него расстилается степь». Поэтому Шевченко аккуратно выделил эту форму культуры как по существу украинскую, используя при этом сами ее приемы для усиления эффекта.
В сборник вошли все известные стихотворения Шевченко, в том числе его длинная историческая эпопея «Гайдамаки» (1841 г.), во многом схватывающая все отличительные черты поэта, и «Сон» (1844 г. ), стихотворение, поставившее Шевченко на горячую воду с Николаем I за нелестное изображение императрицы: говорят, что она похожа на «засохший гриб» с «шатающейся головкой», в то время как Николай I «раздулся, даже посинел; проклят в беде; от слишком большого количества выпивки». После первого ареста стихи Шевченко становились все более ретроспективными. Поэт также переживал, что больше никогда не увидит любимую Украину. Из Оренбурга в 1850 году Шевченко просил читателей «любить нашу милую Украину» и «молиться за нее», заявляя при этом, что «мне все равно, буду я жить в моей Украине или нет», потому что «наша славная Украина «все равно будет «нашим». Через десять лет после изгнания Шевченко задавался вопросом, для кого он пишет, и спрашивал: «Почему я люблю Украину?» Хотя он чувствовал, что «достиг грани разорения», он ответил: «Но все же я люблю свою необъятную Украину». В своем последнем стихотворении, написанном в Петербурге в феврале 1861 года, Шевченко заканчивал тем, что вспоминал «Днепр и Украину, счастливые села в рощах, высокие курганы над степями — и весело воспоем…»
История Шевченко и его сборника стихов также связана с российскими властями и теми, кто поддерживал украинскую государственность. Работа украинских тайных обществ, особенно после польского восстания 1863 г., вновь подняла проблему национализма в империи и побудила имперское правительство к запрету украинского языка. Кульминацией этих усилий стал так называемый Эмский указ 1876 года – названный в честь немецкого курортного города, в котором в то время отдыхал Александр II, – который запрещал публикацию и ввоз всех украиноязычных изданий, в том числе и Шевченко. Таким образом, всего через десять лет после его безвременной кончины Шевченко стал рассматриваться как сторонниками, так и недоброжелателями как символ украинской государственности.
Политика цензуры была отменена после 1905 года, но всего пять лет спустя ее снова усилили при премьер-министре Петре Столыпине. Эти постоянные отношения между властями, с одной стороны, и украинскими националистами, с другой, продолжались и в советское время. В своих кобзарских стихах Шевченко снова и снова ратовал за «свободу» как для себя, так и для своей родины. Не удивительно поэтому, что после 1991 года Шевченко и его стихи вновь послужили фундаментом для строительства новой украинской нации.